Художественное издание. Календарь на 2014 год. Живопись Александра Пилипенко

Художественное издание. Календарь на 2014 год. Живопись Александра Пилипенко Скачать файл

Перекидной календарь на 2014 год с репродукциями магаданского художника Александра Пилипенко. Александр Васильевич родился 5 февраля 1960 года в Магадане. Член Союза художников РФ. Работы художника хранятся в областном краеведческом музее, областной библиотеке им. Пушкина, частных собраниях в стране и за рубежом.

Мне захотелось умом понять, что именно мне нравится в картинах Александра Пилипенко. Подсказали – невольно – другие (в живописи, кстати, совсем неискушённые) своей стандартной (без всякого сговора) реакцией: «красиво!», «нарядно!», «радостно!». Если оставить в стороне оцениваемую словом «прикольно» сюжетику (а наивного зрителя она в первую очередь и привлекает: смотри, Магадан в ракушке, а тут ещё лесенки какие-то…) и попытаться объяснить ощущение радости, порождаемое картинами, то совершенно очевидно, что дело в колорите, точнее, в чередовании двух колористических систем. Первую метафорически назову «расцветающая весна» (не цветущая, которую и от лета уже не отличишь, а только расцветающая: всё ещё полутон, полутень, полусвет; отсюда ощущение лёгкости, прохладной свежести, прозрачности даже там, где цвет плотный). Вторую назову «спелая осень».

Сочетание двух этих цветовых систем удивительно совпадает с тем, что мы встречаем в поэтической пасторали XVIII века. Что такое этот жанр? Воплощение мечты о «золотом веке», в котором природа ведёт себя очень своеобразно: всё расцветает и одновременно плодоносит. Рай на земле, живущая в подсознании европейского человечества почти 23 столетия грёза о блаженном существовании. Ходит себе человек, живописью интересуется разве что на продуктовых пакетах и обоях, а в нём уже заложена способность откликнуться радостью на райскую колористическую диаду. Кстати, от обеих систем нельзя требовать так называемого натурального цвета – колористический декорум мечты обязан быть идеальным, фантазийным.

Несколько слов о «сюрреализме» А. Пилипенко. Мне кажется, в этих работах художник наиболее оригинален. Дело в том, что в сюрреализме была заложена, но в итоге слабее всего проявлена «сказочная» составляющая: «сюрикам» хотелось грезить по-взрослому (мистически, метафизически, психоаналитически). Детское, сказочное визионерство в их приёмах – явление редкое. А в творчестве А. В. Пилипенко – очень заметное.

В. И. Пинковский, доктор филологических наук, зав. кафедрой литературы СВГУ